Тарковский А. - Стихотворения - (читает автор), (Зап.: 1973г.)

 
Запись с грампластинки выпущенной Всесоюзной студией звукозаписи «Мелодия» в серии «Поэты читают свои стихи». Свои стихи читает Арсений Тарковский.

- (1) - «Словарь».
- (2) - «Земное».
- (3) - «Дерево Жанны».
- (4) - «Посредине мира».
- (5) - «Малютка жизнь».
- (6) - «Где чёрный ветер, как налётчик».
- (7) - «На каждый звук есть эхо на земле».
- (8) - «Где вьюгу на латынь».
- (9) - «Тогда ещё не воевали с Германией».
- (10) - «Греческая кофейня».
- (11) - «Степь».
- (12) - «Верблюд».
- (13) - «Поздняя зрелость».
- (14) - «Иванова ива».
- (15) - «Зуммер».
- (16) - «Я в детстве заболел».
- (17) - «Вот и лето прошло».
- (18) - «Шиповник».
- (19) - «Дом напротив».
- (20) - «Жизнь, жизнь».
- (21) - «Первые свидания».
- (22) - «Как сорок лет тому назад».
- (23) - «Хвала измерившим высоты».

Арсений Александрович Тарковский (25.06.1907г., г. Елисаветград, Херсонская губ. (ныне - Кропивницкий) - 27.05.1989г., г. Москва) - русский советский поэт и переводчик. Лауреат Государственной премии СССР (1989 - посмертно), Государственной премии Туркменской ССР (1971) и Государственной премии Каракалпакской АССР (1967). Участник Великой Отечественной войны. Сын поэта, писателя, журналиста и общественного деятеля Александра Тарковского (1862-1924); отец режиссёра театра и кино, сценариста, народного артиста РСФСР Андрея Тарковского (1932-1986).

Редактор - А. Соловьёва.
Звукорежиссёр - А. Синицин.

Иллюстрации:
А.Тарковский

P. S.:

Первая книга Арсения Александровича Тарковского «Перед снегом» вышла в 1962 году. Вслед за нею - «Земле - земное» (1966 г.) и сборник избранных стихотворений «Вестники (1969 г.). Поэт, творивший четыре десятилетия стал известным читателю лишь недавно. Но эта известность - прочная и безусловная. Буквально в несколько лет перед нами возник и утвердился целый поэтический мир. А. Тарковским родился 12 (25) июня 1907 года в Елисаветграде (ныне - Кропивницкий). В 1925-1929 годах он учился на Высших государственных литературных курсах; до 1941 года работал в газетах и на радио, в 1941-1943 годах - в армейской газете «Боевая тревога». С 1932 года занимается переводами. Тарковский перевел десятки тысяч стихотворных строк с языков братских народов Советского Союзе и народов Востока. Он один из крупнейших мастеров поэтического перевода. И всё же главным в его творчестве осталась собственная поэзия. «Оригинальные стихи - праздник поэта. Автор оригинального произведения живёт своими идеями, своим отношением к внешней среде. По условиям задачи переводчик дышит чужим воздухом», - писал Тарковский. Как видим, праздник поэта в том, что он целиком принадлежит тебе, если ты поэт подлинный; достигнут и оплачен собственной твоей жизнью. К поэзии ведет трудный путь. Для нее необходимы самоотречение и самоотдача, но такие, чтобы в них и твой личный удел был полон и целостен. Только тогда труд стихотворчества приносит радость. Эта напряженность духовной, творческой, словесной энергии скрепляет поэзию Тарковского. Стихи его будто вырастают друг из друга, берут начало в личной жизни поэта и продолжаются в жизни общей. Конкретные, земные, корневые связи ого поэзии - это непременно связи с большим миром. Поэзия Тарковского, наследующая многообразные традиции классической и новейшей поэзии, не замкнута в профессиональных интересах. Она неизменно устремлена вглубь - и истокам слова и ввысь - и вершинам духовной культуры. Поэзия Тарковского философична. В ней отчетлив торжественный одический пафос.
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть её, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные.
Прямые продолжения корней.
Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Однако в этой философичности и обобщенности нет умозрительной заданности. В них сосредоточен весь опыт душевной жизни поэта, его творческая судьба, труд, мысль, вера. Все это предельно личное ощущение и понимание бытия общего. Итог человеческой жизни поэта, воплощённый в высоком слове. Сердечный опыт, дающий его искусству нравственную идею. Вслед за Мариной Цветаевой Тарковский называет поэтов «мастерами жизни»: «Поэт и поэзия создают друг друга, и в этот сплав входят и судьбы их, и каждое их дыхание, и гибель, предваряющая бессмертие... они и впрямь мастера жизни... Они слагали стихи так, чтобы для каждого часа их жизни нашлось место а памяти народа, чтобы словарь поэта без затруднений мог возвратиться на родину - в словарь своего народа». Стихотворения Тарковского нелегки для исполнения. В них нет эффектных эстрадных сюжетов. Они - из тех, в которые надо по многу раз вчитываться и вслушиваться, чтобы дойти до сердцевины потаенного смысла. В таких случаях особенно хочется услышать голос автора. Он помогает понять и почувствовать то, что не всегда видно скользящему по строке взору. - А. Урбан -