Пушкин А. - Выстрел - (исп.: В.Монюков, Н.Пеньков, А.Джигарханян, М.Царёв, Н.Антонова, К.Градополов, А.Пермяков, В.Петров, и др.), (Зап.: 1973г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по одноимённой повести русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.

«Выстрел» - Повесть, 1831 год (год написания: 1830); цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» / Впервые - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - СПб.: Типография А. Плюшара, 1831 г., Стр.: 1-20 / Одно из первых завершённых прозаических произведении А.С Пушкина. Повесть написана в селе Большое Болдино 14 октября 1830 года.

Однажды человек с десять офицеров обедали у Сильвио. Пили по-обыкновенному, то есть очень много; после обеда стали уговаривать хозяина прометать банк...
______________________

Действующие лица и исполнители:
От автора - Виктор К. Монюков;
Рассказчик - Николай В. Пеньков;
Сильвио - Армен Б. Джигарханян;
Граф - Михаил И. Царёв;
Графиня - Наталья А. Антонова;
друг Сильвио - Константин В. Градополов;
поручик - Александр Б. Пермяков;
офицер с гитарой - Виктор Г. Петров;
романтический офицер - Вячеслав В. Степанов;
слуга Сильвио - Валерий И. Михайловский.

Авиторы инсценировки и режиссёры (радио) - Валерий И. Михайловский, Виктор К. Монюков.
Звучит песня (О бедном гусаре замолвите слово...).

P. S.:

«Выстрел» открывает цикл «Повестей Белкина». Главный герой «Выстрела», гусарский офицер Сильвио, пришел на страницы пушкинского произведения из реальной жизни. У Сильвио - множество прототипов, причем трудно отдать предпочтение кому-либо из них. Самое имя Сильвио напоминает лицейского товарища Пушкина Сильвсрия Францевича Броглио. Сильвсрий Броглио, также как и герой пушкинской повести, поехал о Грецию, восставшую против турецкого ига, и погиб в одном из сражений. Пушкин в 1830 году ещё нё знал о его смерти и как бы предугадал в «Выстреле» его конец. Пушкин нё мог не слышать о прапорщике Арауджио де Сильва. Этот португалец во время наполеоновских войн служил в русской армии и умер от ран в Праге. Бретёр Сильвио - воплощение бытового и психологического явления в русской армии 1800-х - 1810-х годов - «гусарства», которое, являясь проявлением своеобразного вольнолюбия и фрондерского протеста против порядков в царской армии, внешне проявлялось в показной удали, пьянстве, бесшабашном молодечестве. Поэтому бретерские черты Сильвио сближают его с такими разными людьми, как задира Федор Тол стой, за его участие в экспедиции к берегам Америки прозванный Американцем, или декабрист Михаил Лунин, об экстравагантных выходках которого сохранилось множество самых невероятных историй. Сильвио напоминает офицера 1812 года Бурцева, о котором сочинил много стихов друг Пушкина, поэт, гусар, партизан Денис Давыдов. Д. Давыдов писал о Бурцеве как о лихом вояке, веселом собутыльнике, «ере и забияке». Неслучайно и Бурцев, и воспевший его Д. Давыдов уло/динаются Пушкиным в «Выстреле». У Сильвио есть не только реальные, но и литературные прототипы. Это герои популярного в XIX веке писателя-декабриста Александра Бестужева, который после поражения восстания декабристов печатал свои произведения под псевдонимом Мариинский. Один из эпиграфов к «Выстрелу» Пушкин взял из повести Бестужсва-Мар- линского «Вечер на бивуаке»: «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». В отличие от романтика Бсстужева-Марлинского Пушкин создаст реалистическую повесть. Он отказывается от любовной романтической интриги - его герои Сильвио и граф Б. борются не за возлюбленную, а за право называться первым бретёром армии. Пушкин не использует и прием контраста характеров - соперника Сильвио вовсе не отличают низость души и бесчестность поступков. Наоборот, граф Б. в еще большей степени, чем Сильвио, приближается к идеалу первого бретера. Но если для Сильвио, небогатого и незнатного дворянина, первенство в армии - единственный смысл жизни, то для графа, богатого человека знатной фамилии, первенство, являясь нечто само собой разумеющимся, нс представляет такой ценности.. Столкновение Сильвио, не на жизнь, а на смерть отстаивающего своё право называться первым бретёром армии, и графа, беспечного баловня судьбы, шутя завоевывающего это право, и является основой той психологической драмы, которую изображает Пушкин в «Выстреле». Как относился Пушкин к своему герою Сильвио ? На этот вопрос трудно дать прямой исчерпывающий ответ. Однако смерть Сильвио в одном из самых героических сражений за свободу Греции, в той войне, где погиб любимый поэт Пушкина Байрон и в которой сам Пушкин хотел принять участие, позволяет предположить, что к бретёру Сильвио Пушкин относился с тайной симпатией. «Повести Белкина» не были оценены современниками Пушкина. Они нс могли понять новаторство и значение его реалистической прозы для последующего развития русской литературы. В то же время, среди общего неодобрения своего рода предвидением была та оценка, которую дала «Повестям Белкина» М. Н. Волконская, жена декабриста: «Повести Пушкина, так называемого Белкина, являются здесь настоящим событием. Нет ничего привлекательнее и гармоничнее этой прозы. Все в ней картина. Он открыл новые пути нашим писателям». По открытому Пушкиным пути реалистического воспроизведения действительности пошли Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л. Толстой. Известно высказывание Л. Толстого о «Повестях Белкина». В одном из писем он писал: «Давно ли вы не перечитывали прозу Пушкина ? Сделайте мне дружбу - прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое на меня имело это чтение». В наши дни «Повести Белкина» пользуются большим успехом у читателей. Они переведены на многие языки зарубежных стран. В нашей стране после Великой Октябрьской революции «Повести Белкина» издавались много раз. Их читают на всех языках нашей многонациональной Родины. И сколько бы ни прошло лет, читатели всегда будут обращаться к этому произведению Пушкина, находя в «Повестях Белкина» и мысли, и чувства, и неувядаемое мастерство пушкинского таланта. - Н. Михайлова -