Лермонтов М - Штосс (Pадиоспектакль, уч. А.Хочинский, А.Шуранова, 1990)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Последнее произведение Лермонтова-прозаика — повесть, известная под названием «Штосс» (или «У графа В... был музыкальный вечер»), — почти не привлекала внимание исследователей. Ее художественный замысел оставался непонятым.

Штосс — фамилия титулярного советника; таинственный голос твердит на ухо с утра до вечера герою повести: «В Столярном переулке, у Кокушкина моста, квартира 27».

Когда герой повести художник Лугин приходит на следующий день утром по этому адресу — оказывается, что квартира действительно принадлежит Штоссу. В комнате висит портрет старика, который оживает, превращается в призрак и предлагает Лугину сыграть с ним в карточную игру, в штосс. Он ставит на банк чудное и божественное видение, женскую головку. В ответ на вопрос Лугина, как его фамилия, неизвестный, «насмешливо улыбаясь», проговорил: «Что-с?» Лермонтов дает понять, что не только фамилия титулярного советника, но и название игры — штосс — предмет каламбура. Однако самый главный каламбур — в заглавии, обращенном к слушателям и читателям повести: «Пусть они догадаются о чем идет речь: что-с?».
Основной сюжетный мотив — фантастическая формула повести — игра Лугина в штосс, чтобы выиграть красавицу — романтический идеал художника, поставленный на банк стариком-призраком. Эта неистовая игра, постоянное и недостижимое стремление к «воздушному идеалу».
К теме финала «Штосса», зафиксированного в записной книжке 1841 года, близок текст автографа баллады «Морская царевна», находящегося в той же книжке. Здесь реализация идеала приводит к несчастью. То, что представлялось царевичу прекрасным («Синие очи любовью горят...»), оказывается уродливым, чудовищным: «Чудо морское с зеленым хвостом». Очевидно, нечто подобное могло произойти и в последнем эпизоде лермонтовской повести.
http://lermontov.niv.ru

Исполнители :

А.Хочинский, А.Шуранова