Леонов Евгений. Творческий портрет актёра. Фрагменты спектаклей - (исп.: В.Самойлов, О.Янковский, Т.Дербенёва, Е.Никищихина, и др.), (Зап.: 1980г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Творческий портрет народного артиста СССР Евгения Леонова. Звучат фрагменты из радиопьес и спектаклей с участием Евгения Леонова. 

- (1) - «Робин Гуд» (автор - С. Заяцкий, музыка - М. Карминский, стихи - Р. Бернса в перевода С. Маршака).

Действующие лица и исполнители:
Секретарь - Евгений П. Леонов; 
Шериф - Владимир Я. Самойлов.

- (2) - «Синие кони на красной траве» (автор - М. Шатров), сцена из спектакля в постановке Московского государственного театра им. Ленинского комсомола. 

Действующие лица и исполнители:
Ходок - Евгений П. Леонов; 
В.И. Ленин - Олег И. Янковский.

- (3) - «Иванов» (автор - А. Чехов), сцена из II-го действия спектакля в постановке Московского государственного театра им. Ленинского комсомола. 

Действующие лица и исполнители:
Иванов - Евгений П. Леонов; 
Саша - Татьяна М. Дербенёва; 
Лебедев - Николай А. Скоробогатов; 
Боркин - И. Шувалов; 
Львов - Виктор Ф. Речман; 
Шабельский - А. Шишко.

- (4) - «Антигона» (автор - Ж. Ануй) сцена из спектакля в постановке Московского драматического театра им. К.С. Станиславского. 

Действующие лица и исполнители:
Креон - Евгений П. Леонов; 
Антигона - Елизавета С. Никищихина.

Евгений Павлович Леонов (02.09.1926г., г. Москва - 29.01.1994г., г. Москва) - советский и российский актёр театра и кино; народный артист СССР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1976), премии Ленинского комсомола (1978), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1981) и Государственной премии РФ (1992). Кавалер ордена Ленина (1986).

Комментарий - Юрий М. Лауфер. 
Редактор - Евгения Т. Лозинская.
текст читает - Юрий О. Колычев.

Иллюстрации:
Е.Леонов

P. S.:

Разве можно было предположить, что Евгения Леонова - исполнителя ролей буфетчика Щулейкина в кинокомедии ««Полосатый рейс» и Санчо Пансы из мюзикла «Человек из Ламанчи» - мы увидим в таких сложных драматических образах, как Иван Приходько в фильме «Белорусский вокзал» или бригадир Потапов - в «Премии»... И совсем уж неожиданной для многих зрителей стала встрече с Леоновым - Ивановым, героем одноименной пьесы Чехова. Да, предположить было трудно... Многие считали его актером исключительно комедийным. И впрямь, большинство его персонажей были такими забавными, озорными и уморительными, что зрители просто покатывались со смеху... Но если всмотреться попристальнее, то и в них уже кое-где пробивались иные нотки... Вместе с добротой, любовью и сочувствием к человеку всё чаще и чаще обнаруживалось в его героях неприятие лжи, подлости, фарисейства - всего, что унижает или ожесточает человека, оскорбляет его достоинство. Мягкий добродушный   юмор, которым так щедро наделён актёр, приобретал новое качество. Рождались острые, сатирические, порой парадоксальные характеры. Среди них созданные в Драматическом театре имени Станиславского король нищих Пичем в брехтовской «Трёхгрошовой опере», Куманьков в комедии Леонида Зорина «Энциклопедисты» и, конечно, Креон в «Антигоне», осовремененном древне-греческом мифе французского драматурга Ануя. Здесь впервые перед актёром открылась сложная перспектива воплощения интеллектуальной драмы. Не поступясь ни на Йоту правдой чувств, Леонов с удивительной убедительностью и глубоким психологизмом раскрыл прагматический мир Креона, фиванского тирана, его философский цинизм, его неверие в силу человеческого духа... Удивительно играл Леонов в спектакле театра имени Маяковского «Дети Ванюшина». Его Ванюшин жаден, старозаветен, суетлив, смешон. Он не понимает своих детей: прочные, созданные им представления о жизни рушатся. И все-таки нам жалко этого человека - ведь он, по существу, очень одинок и несчастлив в своей семье. А где-то в глубине его души таятся и доброта, и отзывчивость, и любовь, которые он не сумел отдать другим... Почти в каждой роли Леонова - комедийной или драматической - нет-нет да и мелькнёт какая-то особая черточка, какая-то острая грусть по чему-то несбывшемуся, несостоявшемуся. Тонко обнаруживает он в человеческом сердце самые сокровенные, самые тревожные чувства. Природа актёрского дарования Леонова основана на прочном фундаменте жизненного реализма. Его учителем и воспитателем был замечательный актер Михаил Михайлович Яншин... От него, первого исполнителя Лариосика в Художественном театре, получил Евгений Леонов, как эстафету, эту роль в спектакле театра им. Станиславского «Дни Турбиных»... «Я попал в руки прекрасного актёра и необыкновенного педагога МХАТа Михаила Яншина. Яншин всем говорил: «В искусстве работают, падают и поднимаются и снова пробуют, рискуют, в искусстве не выгадывают - здесь я отрицательный, здесь я смешной, здесь я серьёзный... Надо работать...» И я, - продолжает Леонов, - всю жизнь работаю. И должен сказать, работаю очень много. И стараюсь не выбирать роли - это моя, это не моя. Угадать заранее актёр, по-моему, не может. Легче со стороны определить. Поэтому всегда в нашей профессии важно, кто с тобой рядом, кто снимает кино, кто с тобой работает в театре...». Подавляющее большинство людей знают и любят Евгения Леонова как киноактера. Это вполне понятно, ибо киноаудитория нашей страны (де и не только нашей) огромна и ни в какое сравнение не идёт со всеми залами драматических театров, вместе взятыми. Кинематограф дал многое Леонову: выработал лаконизм, точность выбора деталей, углубил психологизм образов. Но все же он остаётся верным театру, который его создал и дал первые радости познания человека и мира... В том, что Леонов актёр современный - никто не сомневается. Он владеет самыми современными приёмами актёрского мастерства. Но главным для него является перевоплощение внутреннее. Чтобы стать другим - не всегда нужен грим (актёр может быть и узнаваем). Он должен стать другим за счёт внутренних изменений, за счёт полного слияния двух человеческих жизней - своей и героя, которого он играет.
«...Сейчас, особенно сейчас, в современном искусстве... интересны зрителю твои нервы, сердце, умение захватить своим чувством сердце другого человека, умение быть сиюминутным на сцене, на съёмочной площадке...». В последнее время на театральной сцене Леонов создал ряд интереснейших ролей... Это чеховский Иванов, Отец в пьесе-притче «Вор» польского драматурга Мыслявского и Герасим Севастьянович, ходок к Ленину в публицистической драме М. Шатрова «Синие кони не красной траве». В них с особой силой прозвучали трагические ноты его зрелого и глубокого таланта, по-новому освещающие творческие и гражданские устремления замечательного актёра. Образы, которые создает народный артист СССР, лауреат Государственной премии Евгений Леонов в кино и театре, имеют огромное воздействие на зрителей. Это определяется прежде всего демократичностью его таланта, его гражданской позицией, неравнодушием к человеческой боли и страданию. В созданиях актёра, по выражению Достоевского, бьётся «живая жизнь», и в этом высокая правда его искусства. - Юрий Лауфер -