Турчанинова Евдокия. Творческий портрет - (сцены из спектаклей)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Творческий портрет народной артистки СССР Евдокии Турчаниновой. Сцены из спектаклей с участием Евдокии Дмитриевны Турчаниновой.

- (1) - «Правда - хорошо, а счастье лучше» (автор - А. Островский), (сцены из 4-го действия)
Барабошева - Е. Турчанинова;
Грознов - H. Яковлев;
Амос Панфилыч - Н. Рыжов;
Платон - Д. Павлов;
Мухояров - А. Карцев.

- (2) - «Без вины виноватые» (автор - А. Островский), (сцена из 2-го действия)
Галчиха - Е. Турчанинова;
Кручинина - В. Пашенная.

- (3) - «Наш современник» (автор - К. Паустовский), (сцена из 3-го действия)
Арина Родионовна - Е. Турчанинова;
Пушкин - М. Царёв;
Иона - В. Савельев;
Кузьма - Г. Ковров.

- (4) - «Слава» (автор - В. Гусев)
монолог Мотыльковой - Е. Турчанинова.

- (5) - «Доходное место» (автор - А. Островский), (сцена из 4-го действия)
Кукушкина - Е. Турчанинова;
Поленька - О. Харькова.

- (6) - «Евгения Гранде» (автор - О. Бальзак), (сцена из спектакля)
Госпожа Гранде - Е. Турчанинова;
Евгения - Д. Зеркалова.

- (7) - «Пигмалион» (автор - Б. Шоу), сцена из 3 действия
Миссис Хиггинс - Е. Турчанинова;
Генри Хиггинс - К. Зубов;
Полковник Пикеринг - Е. Велихов.

- (8) - «В чужом пиру похмелье» (автор - А. Островский), (сцена из 1-го действия)
Аграфена Платоновна Е. Турчанинова;
Тит Титыч - Н. Шамин;
Иванов - Н. Светловидов;
Елизавета Ивановна - П. Богатыренко.

Комментарий читает - Михаил И. Царёв.

Евдокия Дмитриевна Турчанинова (в замужестве - Крахт) (2 (14) марта 1870г., г. Москва - 27 декабря 1963г., г. Москва) - российская и советская актриса, мастер художественного слова (чтец), педагог. Народная артистка СССР (1943). Лауреат двух Сталинских премий l степени (1943, 1948). Кавалер двух орденов Ленина (1945, 1949).

Иллюстрации:
Е.Турчанинова

P. S.:

В плеяде великих мастеров Малого театра одно из ведущих мест по праву принадлежит Евдокии Дмитриевне Турчаниновой. Её путь в искусство был закономерен: дочь и внучка капельдинеров Малого театра, Евдокия Дмитриевна с юных лет мечтала о сцене: она часто бывала на спектаклях, видела игру знаменитых артистов, а позже, в гимназии, постоянно участвовала в любительских спектаклях. В 1888 году Турчанинова была принята в императорское театральное училище по классу А.П. Ленского, который сразу отметил сценическое обаяние, искренность и темперамент юной ученицы. Поэтому совершенно естественно, что после окончания училища в 1891 году молодую артистку тотчас пригласили в труппу прославленного театра, на сцене которого в те годы играли Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, М.П. и О.О. Садовские. Совместная работа с великими; мастерами дала Турчаниновой многое: и не только в формировании ее как художника, но прежде всего в формировании ее личности: девушка видела, какой школой, какой высокой трибуной является Малый театр, прозванный в Москве «вторым университетом», и стремилась быть достойной звания актрисы этого театра. В первый же год пребывания на профессиональной сцене Евдокия Дмитриевна сыграла роль горничной Тани в комедии Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». В этой роли ее видел автор, «Хороша эта черноглазая», - сказал Лев Николаевич и похвалил всю трактовку роли. Актеры старшего поколения - Н.М. Медведева и А.П. Ленский - также отметили в игре молодой актрисы «чувство меры», «ум и веселость», «умение разговаривать». В следующие сезоны были сыграны такие роли, как Варвара в «Грозе», Поликсена («Правда - хорошо, а счастье лучше»), Лиза в «Горе от ума». В этих ролях перед зрителем раскрывалась уже большая актриса с редким национальным дарованием/ знаток русского языка и быта. «Я всегда просто разговаривала», вспоминала сама Евдокия Дмитриевна. Это и было, может быть, главным секретом ее успеха, главным принципом «Школы Островского». Турчанинова создавала характер прежде всего через слово, через интонацию, мелодику речи. По поводу одной из лучших ее ролей, - Аграфены Платоновны из комедии А. Островского «В чужом пиру похмелье» её товарищ по сцене, великолепный знаток родной речи, В.Ф. Лебедев сказал однажды: «Ваша Аграфена Платоновна - это целая симфония русского быта, русского слова, богатейшей русской речи со всеми оттенками». И действительно, каждый образ, который создавала Евдокия Дмитриевна, имел свою характерную неповторимую окраску и ритм речи. Плавная, замедленная в своей значительности речь властной, богатой купчихи Барабошевой («Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Островского) не имеет ничего общего с речью дамы из высшего общества Анны Дмитриевны Карениной («Живой труп» Л. Толстого) или миссис Хиггинс из комедии Б. Шоу «Пигмалион». Певучая народная речь няни Пушкина Арины Родионовны («Наш современник» К. Паустовского) совсем не похожа на вульгарную резкость мещанки Кукушкиной («Доходное место» А. Островского). Слово для Евдокии Дмитриевны - основное средство выражения мысли. Её слово всегда активно и действенно. Традиции Малого театра, его школа сказывались и в гражданской окраске созданных актрисой образов. В её Варваре, Поликсене звучал протест против домостроевского уклада, против гнета, безжалостно ломающего жизнь, принижающего человеческое достоинство. Революция внесла в искусство актрисы новый смысл, придала её ролям современное звучание, социальную остроту, силу гражданского пафоса. Постепенно в её репертуаре видное место начали занимать роли советской драматургии. И надо сказать, что советские драматурги нашли в лице Е.Д. Турчаниновой тонкого и вдумчивого исполнителя. Так, в замечательном спектакле Малого театра «Любовь Яровая» К. Тренева Турчанинова очень интересно сыграла жену профессора Горностаева - мещанку и обывательницу, враждебно встречающую все новое, сыграла с блеском, очень тонко, современно. Но, пожалуй, самой большой удачей Турчаниновой в пьесах советской драматургии был чудесный образ матери в пьесе В. Гусева «Слава». В этой роли актриса сумела воплотить лучшие черты советской женщины - её мужество и любовь к Родине, её задушевность, человечность и высоту гражданских чувств. Славный путь артистки-патриотки прошла Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Высокие звания - народной артистки СССР и лауреата Государственных премий, которых она была удостоена, - выражали признательность всего народа. На 50-летнем юбилее актрисы товарищ по сцене, руководитель Малого театра Александр Иванович Южин говорил Евдокии Дмитриевне: «Вы любили наш бесценный театр больше себя, служили ему, как мало кто, и - что важнее всего - всегда были одним из самых дорогих каменьев его венца !». В этих словах выражено не только глубокое признание, но, и как нельзя лучше, раскрыто значение всего творчества Е. Турчаниновой, подлинно народной артистки. - Т. Заборовская -