Островский А.Н - Шутники - Картины московской жизни (радиосп. ЦДТ зап.1979г)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
А. Островский
Шутники

Спектакль Центрального детского театра

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Павел Прохорович Оброшенов – Г. Печников

Анна Павловна — Е. Преснякова
Верочка — Л. Гребенщикова
Улита Прохоровна — А. Соболева
Александр Петрович Гольцов — А. Бордуков
Филимон Протасьич Хрюков — В. Калмыков
Молодец от Хрюкова — Р. Костомаров
Недоростков — П. Подъяпольский
Недоносков — Н. Каширин
Шилохвостов — Ю. Лученко
Важная особа — Н. Власов

Режиссер-постановщик — Г. Печников Музыкальное оформление — В. Мишкин Пояснительный текст читает Г. Печников

Редактор М. Бутырская
Художник Н. Чернышева
Фото В. Барышникова,
С. Румянцева

По уровню художественного дарования и мастер¬ства, по идейно-эстетической прогрессивности и масштабности всей литературной деятельности А. Н. Островский — драматург мирового значения. Именно поэтому В. И. Ленин, имея в виду издание сочинений классиков, в 1918 году сказал: «Не забудьте Островского».
12 апреля 1973 года советский народ праздновал 150-летие со дня рождения валимого русского писателя. Его чествовали как создателя национально-самобытной драматургии. С большим волнением писатели и артисты говорили о влиянии А. Н. Островского на развитие отечественного театра, на формирование драматического и сценического искусства братских народов СССР.
Откликаясь на знаменательный юбилей драматур¬га, московским Центральный детский театр поставил пьесу «Шутники». Островский написал и опубликовал ее в 1864 году. Тогда же она была поставлена и шла с блистательным успехом в Московском Малом театре и в Александрийском в Петербурге.
Драматург не погрешил против истины, назвав эту комедию в ряду своих произведений, которые «должны быть непременно в репертуаре всякого рус¬ского театра, если он хочет быть русским». Прогрес¬сивная литературная общественность, читатели, зрители, критики, писатели полностью приняли эту высокую оценку.
Комедии «Шутники» имеет подзаголовок «Картины московской жизни». Тем самым автор подчеркивает свое стремление к максимально точному изо¬бражению характеров и обстоятельств современной ему действительности. Правдивость содержания, гл¬бина отражения человеческих чувств в комедии, восхитили Льва Николаевича Толстого. Величайший писатель мира смотрел пьесу 24 ноября 1864 года в Малом театре, и в тот же день сделана запись в дневнике: «Трогательно, даже слишком». Спектакль так понравился Толстому, что 3 декабря он снова посетил театр.
Комедия «Шутники» не случайно избрана для постановки в московском Центральном детском театре. Своим идейно-нравственным пафосом она близка раздумьям современной молодежи о человеческом достоинстве, о совести и чести, о долге, о взаимоотношениях родителей и детей. Премьера состоялась 17 марта 1973 г. Зрители горячо одобрили постано¬ку. Всероссийское театральное общество и Министерство культуры РСФСР на Всероссийском фестивале театров, посвященном 150-летию со дня рождения А. Н. Островского, наградили спектакль Почетным дипломом первой степени. Спектакль вызывает неослабевающий интерес юного зрителя и в этом большая заслуга актеров театра, а также режиссера-постановщика театра народного артиста РСФСР Геннадия Михайловича Печникова.
Пьеса «Шутники» будучи подлинно народным произведением, отличается глубиной разработки характеров и широтой обобщений. Каждый персонаж комедии – ярко выраженная индивидуальность. Всех их объединяет безудержный эгоизм, самодурство, склонность к мошенничеству. В русском театре исполнение роли Хрюкова имеет давнюю традицию, воспринятую и советскими актерами.
В спектакле Московского Малого театра 1964 года роль Хрюкова с неповторимом совершенством играл П. Садовский, оттеняя в своем герое беспощадный цинизм и бесцеремонную наглость. В Александринском театре роль Хрюкова превосходно исполнил Ф.А. Бурдин, отбросив обычно свойственную ему аффектацию.. В дальнейшем выдающимся исполнителем этой роли стал К.А. Варламов.
В спектакле московского Центрального детского театра роль грубого невежественного купца- самодура играет заслуженный артист РСФСР Калмыков. Актёр искусно пользуется и словом, и жестом, и голо¬сом, и деже походкой. Уже при первом появлении Хрюкова тяжелая, грузная поступь Филимона. Протасьича производит впечатление давящей, гнетущей силы.
Отрицательным героям в пьесе противопоставлены добрые, сердечные и бескорыстные. В центре внимания автора — семья бедного мелкого отставного чиновника Оброшенова. Члены этой на редкость дружной семьи; отец — Павел Прохорович – и его дочери — Верочка 17-ти лет и Анна Павловна 25-ти лет. Все они искренне, сердечно привязаны друг к другу.