Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Творческий портрет народного артиста СССР Ивана Любезнова. Представлены сцены из спектаклей Государственного ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического Малого театра Союза ССР с участием Ивана Любезнова -
- (1) - «Пучина», сцены из 3-го и 4-го действий, (автор: А.Н. Островский)
Действующие лица и исполнители:
Боровцов - И. Любезнов;
Кирилл Кисельников - Ю. Соломин;
Переярков - А. Торопов;
Кисельникова - Е. Гоголева.
- (2) - «Ревизор», (монолог Осипа), (автор: Н. Гоголь)
Исполнители:
И. Любезнов.
- (3) - «Будочник», инсценировка Всесоюзного радио СССР, (автор: И. Горбунов)
Действующие лица и исполнители:
Будочник - И. Любезнов;
Учитель - П. Вишняков.
- (4) - «Достигаев и другие», сцены из 3-го действия, (автор: М. Горький)
Действующие лица и исполнители:
Бородатый солдат - И. Любезнов;
Достигаев - Б. Бабочкин;
Елизавета - Л. Юдина;
Лаптев - П. Садовский;
Нестрашный - С. Маркушев.
- (5) - «Беседы при ясной луне», сцены из 1-го действия, (автор: В. Шукшин)
Действующие лица и исполнители:
Глухов - И. Любезнов;
Тимофей - Н. Рыжов;
Малышева - Т. Панкова;
Отавиха - С. Фадеева.
Комментарий читает В. Сафронов
Редактор Е. Лозинская
Иван Александрович Любезнов (19 апреля [2 мая] 1909г., г. Астрахань - 5 марта 1988г., г. Москва) - советский и российский актёр театра и кино, чтец; народный артист СССР (1970), лауреат Сталинской премии II степени (1946).
Иллюстрации:
И.Любезнов
P. S.:
Многие актёрские автобиографии начинаются со слов: «ещё в школе, в юности почувствовал я любовь к театру...» И всё же эта кажущаяся стандартной фраза выражает самую суть мироощущения человека, только что вступающего в жизнь. Именно в те юношеские годы зарождается стремление к искусству, потребность к самовыражению, как способе поделиться с людьми всем, чем переполнена душа... Прежде чем попасть на профессиональную сцену, Иван Александрович Любезнов играл в любительских кружках, был участником массовок Астраханского драматического театра, работал на пароходе. На пароходе он организовал самодеятельный коллектив «Синяя блуза», который часто выступал перед командой и пассажирами... Однажды к Любезнову подошел один из зрителей. Это был артист Московского театра Ленсовета Александр Александрович Костромин. Он похвалил талантливого юношу и пригласил его приехать в Москву, обещая помочь подготовиться для поступления в Театральный институт. Итак, Москва... Годы учёбы, напряженной работы. Когда Любезнов закончил институт, руководитель курса А. Петровский сказал ему: «Твой дом - Малый театр...» Слова эти сбылись, но несколько позже... «Свой творческий путь Любезнов начал в Театре-студии Малого театра. Переиграв множество небольших ролей, он, наконец, получил роль Макара Нагульнова в инсценировке романа Шолохова «Поднятая целина». И хотя не все было совершенно в этой работе, она принесла успех молодому актеру, раскрыв его сценические возможности и во многом определив направление его дальнейшего творчества. Вскоре Иван Любезнов стал актёром Театра сатиры. В этом коллективе, рядом с блестящими комедийными актерами, он сумел занять ведущее положение. Именно эти мастера, прекрасная режиссура помогли Любезнову сформироваться, обрести индивидуальность. Он играл роли молодых простаков в пьесах К.Финна, В.Шкваркина и других советских комедиографов. И вдруг неожиданно для всех и, возможно, для самого себя сыграл Белугина в комедии Островского «Женитьба Белугина». В палитре Любезнова появились новые краски. Известный критик, профессор С. Дурылин писал: «Этот молодой актер способен к яркой драматической передаче сильных чувств и страстей». Дурылин оказался прав. Через несколько лет способность Любезнова «к передаче сильных чувств и страстей» интересно проявилась на сцене Малого театра в спектакле «Московский характер» А. Софронова. Он играл в нём роль инженера Кривошеина. Это был дебют артиста в старейшем русском театре. Режиссер А.Дикий, который поручил роль Любезнову, не ошибся. Своеобразное лирическое, поэтическое раскрытие образа принесло успех дебютанту, он прочно вошел в коллектив Малого театра, его признали своим...
Множество самых разнообразных ролей сыграл Иван Александрович на сцене Малого театра - в пьесах А.Корнейчука, Б.Лавренева, В.Вишневского, А.Якобсона, Д.Зорина, Н.Никитина и других советских драматургов. Современный репертуар, современные герои прочно вошли в творческую жизнь артиста. В то же время и русская классика занимала и занимает в ней главное место. Любезнов сыграл Осипа и почтмейстера Шпекина в гоголевском «Ревизоре», Коровкина в «Селе Степанчикове» Ф.Достоевского. В пьесах А.Н. Островского он исполнил роли Большова («Свои люди - сочтемся»), Константина Лукича и Каркунова («Сердце не камень»), Боровцова («Пучина»). В горьковских пьесах Любезнов играл Двоеточие («Дачники»), Прохора («Васса Железнова»), Губина и Бородатого солдата («Достигаев и другие»). Родившись на Волге, Иван Любезнов навсегда сохранил память о любимом крае. «На берегах Волги, - вспоминает он о днях своей молодости,- начиналась новая жизнь, но островки прошлого виднелись повсюду... А сколько разнообразных впечатлений давала в те годы Нижегородская ярмарка... На неё съезжалась чуть ли не вся Россия. Каких только людей, каких типов там можно было видеть...». И гоголевские типы, и Бородатый солдат, и купец Боровцов, и многие другие - не только плод его актерской фантазии, но и результат глубокого знания подлинной народной жизни. Ярко, сочно сыгранный актёром Пуд Кузмич Боровцов из «Пучины» - это ведь целый пласт далекой жизни, ушедшего мира стяжателей и хищников, для которых рубль являлся мерилом человеческих отношений. В спектакле «Беседы при ясной луне», созданном по рассказам Василия Шукшина, Любезнов соприкасается с жизнью современной деревни. В роли старика Глухова комедийный дар актера прекрасно оттеняется теплой лирико-драматической интонацией: здесь отчетливо звучит сложная неоднозначная шукшинская мелодика - и наивная хитрость, и неодолимая тяга человека к счастью, и непримиримое желание остаться самим собой... Важнейшим актёрским качеством Любезнов считает внутреннее перевоплощение. «Я актёр драматического театра, - говорит он, - моя профессиональная стихия перевоплощаться в других людей, так сказать, влезать в их кожу, понимать логику их поступков, знать их мысли и все это отображать на сцене. Если перевоплощение удается, то, как правило, легко находятся и краски для обрисовки внешнего облика персонажа...». Диапазон творчества Ивана Любезнова свидетельствует о разнообразии его актерских интересов. Его хорошо знают и любят миллионы кинозрителей. Он снимался в таких фильмах, как «Богатая невеста», «В шесть часов вечера после войны», «Яков Свердлов», «Встреча па Эльбе», «Идиот» и многие другие... Но популярность принесло ему не только кино. Он давно уже с успехом выступает на эстраде, читает Пушкина, Чехова, Шолохова, Твардовского, исполняет басни, юмористические рассказы. Он тонко чувствует природу слова, безграничность его возможностей, его художественную и публицистическую силу. Любезнов умело и в должной художественной мере выявляет современное отношение к искусству, никогда притом не забывая о лучших традициях русского реалистического театра. Он активен, всегда в самой гуще жизни, событий, общественных дел. Многие годы Любезнов был депутатом Моссовета. Сейчас он возглавляет Московскую городскую военно-шефскую комиссию. С воинами Советской Армии у Ивана Александровича давнишние связи, его знают и молодые солдаты, его помнят и пожилые фронтовики, для которых он всегда был и остается другом и любимым актёром. Иногда успех мешает человеку, делает его несколько другим, возлагая на него некое бремя славы. Для Ивана Александровича Любезнова популярность не бремя, а ответственность, ответственность перед зрителями, перед поклонниками его яркого жизнеутверждающего таланта, перед театром, в котором он работает. ...В аттестате Ивана Любезнова по окончании средней школы в графе об интересах, проявленных учеником, прямо так и значилось: обнаружил склонность к театральному искусству... Для народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Ивана Александровича Любезнова эта фраза оказалась пророческой: театр стал его жизнью, его сущностью, его призванием. - Юрий Лауфер -