Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Народный артист СССР Михаил Царёв читает лирические стихи Фёдора Тютчева, Николая Некрасова и Алексея Толстого.
- (1) - Люблю грозу в начале мая.
- (2) - Летний вечер.
- (3) - Весенние воды.
- (4) - Осенний вечер.
- (5) - Зима недаром злятся.
- (6) - Я помню время золотое.
- (7) - Ещё земля печален вид.
- (8) - Люблю глаза твои, мой друг.
- (9) - Я очи знал.
- (10) - Как весел грохот летних бурь.
- (11) - Ты, волна моя морская.
- (12) - Последняя любовь.
- (13) - Лето.
- (14) - Есть в осени первоначальной.
- (15) - Весь день она лежала в забытья.
- (16) - Есть и в моем страдальческом застое.
- (17) - Я встретил вас.
Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября [5 декабря] 1803г., Овстуг, Брянский уезд - 15 [27] июля 1873г., Царское Село) - русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат и чиновник (с 1865 г. тайный советник, консервативный публицист.
_____________________
- (1) - Праздник жизни, молодости годы.
- (2) - Я не люблю иронии твоей.
- (3) - Так это шутка ? Милая моя...
- (4) - Мы с тобой бестолковые люди.
- (5) - О, письма женщины, нам милой.
- (6) - Письма (Плачь, горько плачь ! Их не напишешь вновь...)
- (7) - Прости.
- (8) - Стихи мои ! Свидетели живые...
Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября [10 декабря] 1821г., Немиров, Подольская губ. - 27 декабря 1877г. [8 января 1878г.], г. Санкт-Петербург) - русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.
_____________________
- (1) - Средь шумного бала.
- (2) - Не ветер, вея с высоты.
- (3) - Смеркалось.
- (4) - Острою секирой ранена береза.
- (5) - То было раннею весной.
- (6) - Звонче жаворонка пенье.
Граф Алексей Константинович Толстой (24 августа [5 сентября] 1817г., г. Санкт-Петербург - 28 сентября [10 октября] 1875г., село Красный Рог, Мглинский уезд) - русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской АН.
_____________________
Михаил Иванович Царёв (18 ноября [1 декабря] 1903г., г. Тверь - 4 ноября 1987г., г. Москва) - советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель. Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинской премии II степени (1947), Государственной премии СССР (1969) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1977).
Звукорежиссёр - Л. Должников.
Редактор - Н. Кислова.
Иллюстрации:
Ф.Тютчев
Н.Некрасов
Граф А.Толстой
М.Царёв
P. S.:
Стоят лишь произнести имя Михаила Ивановича Царёва, и перед каждым человеком, сколько-нибудь причастным к театру, встанет хорошо знакомый облик выдающегося мастера старейшей академической сцены, активнейшего общественно-театрального деятеля. Его творческая биография началась в бурные и героические годы первых послереволюционных лет. Дебют Царёва состоялся в сентябре 1920 года, когда он, ученик Школы русской драмы, выступил на сцене Большого драматического театра в трагедии Шекспира «Король Лир». Исполнителю роли Гонца из свиты Гонерильи было тогда неполных семнадцать лет. У истоков формирования творческой индивидуальности Царёва стояли многие выдающиеся деятели русского, советского театра - А.Блок и М.Андреева, Ю.Юрьев и Н.Монахов, Н.Радин и Н.Синельников. В тесном общении с ними складывалось миропонимание Царева, формировался его творческий метод, рождалась любовь к драматургии больших мыслей и чувств, к характерам ярким и цельным, исполненным пафоса, поиска и утверждения духовной и социальной свободы. Своеобразие искусства Царёва, обладавшего вместе с классической цельностью и ясностью остросовременным мироощущением, сделало закономерным его приход в Московский Малый театр. В Малом театре (куда пришёл М. Царёв в 1938 году он ощутил не только атмосферу высокого служения искусству, которая всегда жила в его стенах, но и встретился с выдающимися мастерами русского реалистического искусства, живыми хранителями богатств национальной сценической культуры. Этот театр оказался для артиста той питательной средой, в которой с наибольшей полнотой и свободой сформировался творческий облик Царёва, каким мы его знаем теперь. Его искусство развивалось по восходящей линии; начав свой путь как актер героико-романтического направления, Царев постепенно овладевал сложностью реалистического, психологического театра. Работы последних лет в спектаклях по пьесам Шекспира и Грибоедова, Горького и Шиллера, Вишневского и Гауптмана являются свидетельством неувядающей творческой энергии артиста, его высочайшего мастерства, в котором важное место принадлежит слову. И это очень важное обстоятельство, если учесть, какое принципиальное значение для мастеров русского театра, и в частности для актеров Малого театра, имело звучащее со сцены слово. Царёва роднит с ними вера в огромные выразительные возможности русской речи, умение сделать её важным средством художественной типизации образа. Он великолепно совмещает в себе культуру и традиции «великих стариков» Дома Островского, являясь в то же время наиболее современным по манере актером этого театра. Искусство Царёва глубоко и серьёзно. Его сценическим образам присуща особенная торжественность исполнения, их отличает неповторимое органическое звучание. И не только тогда, когда он выходит на сцену в роли величественных в своей простоте Короля Лира, Маттиаса Клаузена или Верины, но и тогда, когда играет Вожака, Старика или Фамусова. Это ощущение возникает оттого, что в образах, созданных им, всегда звучит время, эти образы породившее большое место в творчестве Царёва занимает его работа в области художественного, чтения. Красоту и мощь поэтического слова он ощутил еще с детства, и с тех пор поэзия, классическая литература стали спутником и радостью его жизни. «У Царёва-чтеца есть три ценных качества, - говорил его товарищ по Малому театру М. И. Жаров, - мастерство большого артиста, чувство поэзии - редчайший дар художника - и ощущение современности, без чего искусство мертво». Поэтому назвать Царёва «чтецом» или даже «мастером художественного слова» вряд ли достаточно. Работа Царёва в этой сфере является не просто вторым приложением его актёрских сил, а, может быть, самой главной, определяющей потребностью души художника. Поэтому так легки и праздничны его встречи со слушателями. Они дают радость приобщения к великим образам мировой культуры. Литературные пристрастия Царёва широки. Однако и в сегодняшнем его репертуаре неизменно сохраняются произведения, пронесённые через всю жизнь, а значит, любимые. И среди них Тютчев, Некрасов, Толстой... Если внимательно вслушаться в отобранные для данной программы стихи, то невольно складывается ощущение единого живописно-поэтического монолога, трезво и мужественно рассказанного художником-философом о «всём живом». Актёр не только блистательно владеет поэтической формой. Свободно и естественно, через особый ритм, едва уловимые смены интонаций передаёт значительность каждой детали, наполняя ее первоначальной свежестью чувств. Он неизменно устанавливает особые отношения поэтического строя автора, его мироощущения со своим пониманием красоты и ценности земного бытия. Нельзя не поражаться той внутренней свободе, с которой актер передает особое ощущение ясности юношеского восприятия жизни, свойственного стихотворениям А. Толстого «Острою секирой ранена берёза», «Звонче жаворонка пенье». Свежая и прозрачная, классически чистая интонация тютчевских «Весенней грозы», «Зима недаром злится» сменяется иной тональностью, наполняется мужественной простотой и скрытой за ней трагической силой, свойственной стихотворениям «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи...» Ясность и широкая доступность, с которой актер читает Некрасова, сохраняет всю глубину и прелесть лирического цикла великого русского поэта. Предлагаемая программа имеет особую ценность. В исполнении Царёва она не только дарит нам наслаждение гармонией звуков и мыслей русской поэзии, исполненной душевной силы и прелести, но и зримо передает эволюцию чтецкого мастерства актера, глубокие нерасторжимые связи его концертной деятельности с театральной практикой.
- Л. Коржевич, кандидат искусствоведения -