Сухомлинский В. - Истоки гражданской зрелости - (читает автор)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Истоки гражданской зрелости - Василий Сухомлинский.

Василий Александрович Сухомлинский (укр.: Василь Олександрович Сухомлинський), (28.09.1918г., Василевка, Херсонская губ. - 02.09.1970г., Павлыш, Кировоградская обл.) - советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Составитель - И. В. Гребенников.
Консультант - А. И. Сухомлинская.

Иллюстрации:
В.Сухомлинский

P. S.:

Имя выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского хорошо известно в нашей стране и за её пределами. Родился Сухомлинский в селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 года начинается долгий и славный педагогический путь Сухомлинского. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы. Биография его типична для тысяч молодых учителей 1930-х гг. Своеобразие и значение таланта Сухомлинского состоит в том, что он, опираясь на достижения советской педагогики и культуры в целом, внес значительный вклад в разработку проблем коммунистического воспитания, исходя при этом прежде всего из опыта творческого коллектива педагогов и учащихся возглавляемой им Павлышской средней школы. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою жизнь без остатка он отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям».
На первое место в системе работы школы Сухомлинский ставил воспитание у учащихся коммунистической идейности, научного мировоззрения, классового подхода к событиям и явлениям общественной жизни. Он считал, что идейные, нравственные убеждения и чувства формируются прежде всего в труде, в борьбе, в деятельности на благо общества. Проблема превращения знаний в убеждения - одна из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Коммунистические убеждения не передаются механически вместе со знаниями. Они вырабатываются на основе идейно богатой и деятельной жизни коллектива и личности. Особенно необходимо, считал Сухомлинский, чтобы семья и школа открывали перед детьми все источники, которые питают могучее чувство любви к Родине - от любви к матери, отцу, к родному дому до восхищения величием Советской страны, могуществом пpeобразующего действительность социалистического труда, готовности к самопожертвованию во имя Отчизны. В конечном счёте нормы коммунистической морали должны превратиться в привычки - только при этом условии они становятся подлинным приобретением личности. Отсюда, и задача школы - обогащение своих) воспитанников опытом борьбы за нравственные идеалы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся. Всю систему педагогических требований и рекомендаций Сухомлинский объединял вокруг вопросов воспитания коммунистической гражданственности, которая включает в себя глубокую идейную убежденность, коммунистическую мораль, социальную активность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, непримиримость к буржуазной идеологии. Коммунистическая гражданственность органически слита также с гуманизмом в классовом, пролетарском его понимании. Социалистический гуманизм по своей природе имеет коллективистский характер. Поэтому действительно гуманистическое воспитание возможно только в коллективе и через коллектив. Только в соединении учебного процесса с общественно полезным трудом по-настоящему формируется коммунистическая гражданственность. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому понятия нерасторжимые. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Гуманистические убеждения Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он считал, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он, - это фундамент педагогического оптимизма. Сухомлинский считал необходимой такую, систему воспитания в коллективе, которая дает возможность каждому ребенку развить своя способности и вместе с тем сохранить индивидуальность. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. В своей книге «Рождение гражданина» он писал: «Ответственность человека за человека для жизни коллектива это все равно, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора - не построишь здание, нет ответственности человека за человека - нет и коллектива». Сухомлинский считал, что воспитательная сила коллектива, как и роль учителя-воспитателя, в современной школе не только не снижается, но, наоборот, возрастает. Механизмы и коллективного и индивидуального воздействия на воспитанников должны стать тоньше, сложнее, гармоничнее.
Сухомлинский придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах Процесс обучения должен доставлять детям настоящую радость, укреплять духовно и физически детей. Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны, это обучение в жизни ребенка занимает главное место в жизни , по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду умственному, физическому. Очень важно, чтобы общеполезный труд приносил ребенку радость. Сухомлинскии считал, что педагогика не только наука, но и искусство, т. е. высокое мастерство. В огромном наследии Сухомлинского не все равноценно. Со временем что-то утратит своё значение, но основное из созданного прочно вошло в сокровищницу советской педагогики, будет долго служить в благородном деле воспитания всесторонне развитой коммунистической личности советского человека.