Шекспир В - Отелло (МТ 1938, исп. А.Остужев, Л. Назарова, В.Пашенная, реж. С. Радлов)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
_______

Радиокомпозиция спектакля Малого театра. Запись 1938 года.
Пластинка выпущена в 1953 году.
_______


Действующие лица и исполнители

Отелло — А. Остужев
Дездемона – Л. Назарова
Яго — В. Мейер
Эмилия — В. Пашенная
Кассио — Н. Далматов
Брабанцио — А. Зражевский
Лодовико — Б. Бриллиантов
Монтано — А. Ржанов
Родриго — А. Коротков
Дож Венеции — Е. Велихов
Пояснительный тест читает — А. Дорменко
Режиссёр — С. Радлов
_______


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ОСТУЖЕВЕ И СПЕКТАКЛЕ "ОТЕЛЛО" —

Узнав о том, что театр будет ставить «Отелло», Остужев сразу подал заявку на роль но к этому моменту в труппе сложилось предубеждение против Александра Алексеевича. Актриса Н. Розенель в своих мемуарах вспоминает, что за кулисами «раздавались и такие голоса: Поздно Остужеву играть Отелло! Глухой! Шестьдесят уже стукнуло!»

Пьеса шла в переводе Анны Радловой. Остужев же почитал перевод Вейнберга и пытался уговорить режиссёра на монтаж обеих вариантов. Известен случай, когда он на сцене забыл текст Радловой, и едва не перешел на старый перевод. К слову, «Отелло» от Радловой упрекали в излишнем огрублении и упрощении Шекспира, однако Борис Пастернак видел иначе: «Художественные заслуги Радловой — живость разговорной речи. У неё абсолютный сценический слух, верный спутник драматического дарования.»

Радлов позволил Остужеву изменить только один знак препинания. Реплику «Черный я» режиссер предлагал произносить с вопросительной интонацией, как бы с неуверенностью. Остужев настоял на восклицании. Это стало знаменитым моментом остужевского исполнения. Остужев произносил слова скорбно, с невыразимой нежностью, поднимал вверх руки, как бы отпуская, прощаясь, взгляд останавливался на руках, страшная догадка вонзалась в сердце: «Че-е-ерный я!!!»

На сцене мирового театра искони преобладало истолкование образа Отелло как ревнивца от природы. Остужев отверг это и показал не трагедию ревности, но обманутого доверия. Так же считал и Пушкин: «Отелло от природы не ревнив — напротив, он доверчив».

Дездемона (Лидия Николаевна Назарова) в этом спектакле не пришлась ко двору — ее сочли излишне кокетливой и суетливой. О Вере Пашенной говорили, что она возвысила свою роль и была равной Остужеву.

Режиссёр Сергей Радлов уже ставил "Отелло" в Молодом театре (в Ленинграде) в 1932 году. А 7 января 1935 года он приступил к работе над этим спектаклем в Малом театре. На главную роль претендовали П. Садовский, В. Ольховский, М. Ленин. Остужев был четвертым претендентом. Премьера состоялась 10 декабря того же года. Московская пресса назвала тот день «триумфом Остужева» — по окончании спектакля Остужева вызывали 37 раз!

/В связи с этим спектаклем рекомендуем почитать о Сергее и Анне Радловых. Он - основатель театра, она - переводчик-новатор. Выжив в мясорубке войны, получили обвинение в измене Родине. Анна погибла в лагере../
_______


Подготовлено Подкастом Старого Радио