Шатрова Елена - Творческий портрет (2)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

ЕЛЕНА ШАТРОВА
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Фрагменты спектаклей
Государственного академического Малого театра

А. ОСТРОВСКИЙ
БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ
Сцена из 2-го действия
Лидия — Е. Шатрова
Чебоксарова — Е. Турчанинова

Л. ТОЛСТОЙ
ВЛАСТЬ ТЬМЫ
Сцены из 1-го и 2-го действий
Матрена — Е. Шатрова
Анисья — О. Чуваева

И. ПОПОВ, А. СТЕПАНОВ
ПОРТ-АРТУР
Сцена из 7-й картины
Вера Алексеевна — Е. Шатрова
Генерал Стессель — К. Зубов
Генерал Фок — В. Савельев

А. ОСТРОВСКИЙ
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
Сцены из 2-го действия
Мамаева — Е. Шатрова
Глумов — М. Царев

К. ТРЕНЕВ
НА БЕРЕГУ НЕВЫ
Сцена из 2-го действия
Поля Семенова — Е. Шатрова
Буранов — Б. Телегин

А. ОСТРОВСКИЙ
СНЕГУРОЧКА
Сцена из радиопостановки
Купава — Е. Шатрова
Снегурочка — И. Ликсо

А. К. ТОЛСТОЙ
ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ
Сцена из 4-го действия
Волохова — Е. Шатрова
Лул-Клешнин — В. Хохряков
Комментарий читает П. Садовский


Если проследить творческий путь народной артистки СССР Елены Митрофановны Шатровой, то первое, о чем невольно думаешь, что покоряет в ней, — это её удивительная целеустремленность, вера в свое призвание огромная требовательность к себе, к своей работе.
Театр вошел в жизнь Шатровой с гимназических лет, с тех пор, как она на сэкономленные деньги покупала билет на галерку петербургской Александринки и, отрешившись на несколько часов от нелегкой житейской повседневности, погружалась в романтический мир, волнующий и захватывающий мир театра.
Савина, Мичурина, Стрельская, Варламов, Давыдов, Юрьев пробуждали в ней беззаветную любовь к сцене. Театр заполнил всю ее жизнь; своё будущее она связывала только с театром. В дневнике тех далеких лет юная Шатрова записывает: «Нынче я узнала, что моя мать против того, чтобы я была на сцене. И вот, с той роковой минуты, я почувствовала тоску... Может быть, мне не стоило разговор начинать об этом так рано. Ведь мне еще два года быть а этой почтеннейшей гимназии... И когда она мне сказала, что не хочет, чтобы я была актрисой, мне захотелось крикнуть: «А я хочу, и это будет так!» — но удержалась: а вдруг я не буду актрисой?! Тогда смерть?! К чему жить, если не быть на сцене?»
В конце концов, преодолев сопротивление родных, Шатрова поступила а петербургскую «Школу сценического искусства», которой руководили талантливые актеры и педагоги А. П. Петровский, А. А. Санин и С. И. Яковлев.
В годы ученичества Шатрова много играла в пьесах русских классиков, и уже в то время ее талант находил отклик в сердцах зрителей. Ее внутренняя цельность, простота и поэтичность особенно проявились в роли Верочки («Месяц в деревне» Тургенева)... Выдающийся немецкий режиссер Макс Рейнгардт, увидавший Шатрову в отрывке из этого спектакля, пригласил ее, тогда еще ученицу, в свою труппу. Но девушка не поеха¬ла. Она глубоко прочувствовала и навсегда запомнила слова, сказанные ее учителем Петровским: «Ты русская и должна быть в русском театре»…
В 1912 году, после окончания школы, Шатрова получила приглашение от известнейшего провинциального антрепренера Н. Н. Синельникова. У него в те годы собралась прекрасная труппа, украшением которой были прославленные артисты М. Ф. Андреева, В. Л. Юренева, Степан Кузнецов, Н. М. Радин, М. М. Тарханов, К. А. Зубов, Е, А. Полевицкая.
За четыре сезона, проведенных в Харькове и Киеве у Синельникова, Елена Шатрова сыграла пятьдесят во¬семь ролей. Наряду с произведениями русских и за¬падных классиков, актрисе приходилось выступать в во¬девилях, комедиях и мелодрамах. Работа с Синельниковым, заботливо, по-отечески относившимся к ней, делала свое дело: талант ее оттачивался, творческие воз¬можности расширялись... Даже в примитивных драматических поделках актриса часто добивалась успеха, преодолевая упорной работой, мастерством слабость ставившихся тогда на провинциальной сцене пьес.
Однако главные актерские удачи Шатровой были увязаны с классическими произведениями — такими, как инсценировки «Дворянского гнезда» И. Тургенева (Лиза), «Обрыва» А. Гончарова (Марфинька), комедиями Островского, среди них — «Дикарка» (Варя), играла она и в пьесах Чехова, Горького...
Работа на провинциальной сцене оказалась дня молодой актрисы плодотворной: Шатрова попробовала себя в различных жанрах, приобрела большой репертуар получила ценный творческий и жизненный опыт.
После приезда а 1916 году а Москву для нее начался новый жизненный этап. Шатрова выступала а театре Суходольских .в театре Б. Корша, а после Революции— в театре МГСПС. В театре Б. Корша ей снова пришлось встретиться с апробированными «боевиками»: мелодрамами. фарсами, салонными комедиями (опыт, приобретённый ею в провинции, весьма пригодился). В репер¬туаре театра была и классическая драматургия, а впоследствии начали появляться и первые пьесы советских авторов. Новая жизнь, новые веяния не могли не коснуться коллектива. «Сразу почувствовалась необходимость перестройки, — писал в своей автобиографии актер и режиссер театра Н. М. Радин. — Марксизм, перевернувший впоследствии мое миросозерцание или, вернее, установивший его, был для меня совершенно неожиданным явлением...»
В эти годы на сцене театра Б. Корша ставятся пьесы Льва Никулина, Алексея Толстого, Шоу, Луначарского... Шатрова играла во всех постановках пьес А. Толстого. Особенный успех выпал на ее долю в «Касатке», где она исполняла роль Маши Косаревой.
«Мы видели подлинную Касатку, сильную, необуз¬данную, властную, тоскующую... Она дала яркий сценический облик ее трактовка роли как нельзя лучше отвечает замыслу талантливого драматурга», — писала пресса. А. Толстой признавал, что успехом «Касатки» он в первую очередь обязан таланту актрисы...
Особенно ярко заблистало изящное умное, зрелое дарование Шатровой в комедии Шекспира «Много шума из ничего» и «Укрощение строптивой». Шатрова иг¬рала Беатриче и Катарину, Радин — Бенедикта и Петруччо. Это был несравненный дуэт двух больших мастеров. С такой же художественной силой прозвучал дуэт Шатровой и Радина в героической комедии Ростана «Сирано да Бержерак». Великолепно играла актриса и Элизу Дулитл а комедии Шоу «Пигмалион».
В театра Б. Корша Елена Митрофановна Шатрова исполнила более семидесяти ролей... Прекрасная труппа, умная тонкая режиссура способствовали совершенствованию ее мастерства, раскрытию ее сценического дарования.
В 1932 году Елена Митрофановна Шатрова была приглашена в Малый театр... Именно здесь, в доме Островского, ей впервые довелось встретиться с советской драматургией,
За годы работы на сцене прославленного театра, она играла Полю а пьесе К. Тренева «На берегу Невы», Милягину в «Великой силе» Б. Ромашова, Гриневу в «Мос¬ковском характере» А. Софронова, тетю Сашу в «Так и будет» Е. Симонова и многие другие роли, играла глубоко и проникновенно, в лучших реалистических традициях.
На сцене Малого театра Елена Митрофановна снова встретилась с пьесами А. Н. Островского. Ее дебют в «Бешеных деньгах» в роли Лидии принес актрисе боль¬шой и заслуженный успех. Трактовка роли была новая, не традиционная... Повторяя часто ранее созданные ею образы, Шатрова никогда не повторялась. Ее увлекали непроторенные пути, она всегда ощущала потребность поиска, усложнения сценических задач.
Роль Клеопатры Львовны Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» открыла новые грани ее комедийного дарования. Она играла Мамаеву зло, увлеченно, создавая яркий, сатирический портрет стареющей кокотки из высшего общества. Такой же сатирической, еще более остросоциальной направленностью был окрашен в ее исполнении образ баронессы Стессель в пьесе И. Попова и А. Степанова «Порт-Артур».
Диапазон ролей Шатровой необычайно широк и раз¬нообразен. Рядом с лирическими, комедийными, сати¬рическими характерами появляются образы, исполненные высочайшей драматической Силы, — такие, например, как Матрена из «Власти тьмы» Л. Толстого или Волохова из трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Мастерство Елены Митрофановны Шатровой основы¬вается на жизненные наблюдениях, тонком анализе роли и пьесы. Актрису всегда заботит, чтобы ее сцениче¬ская интерпретация не расходилась с замыслом драматурга. Она всегда ищет для каждого персонажа присущий только ему закон внутреннего ловедения, ста¬рается как можно глубже и ярче вскрыть его социаль¬ную и психологическую сущность.
Е. М. Шатрова знает, что основой реалистического искусства является жизнь. Она не может оставаться вдалеке от этой жизни, от жизни всей нашей страны. Она верит в непреходящую, облагораживающую силу искусства, в его высокогуманные цели...
Много труда и времени отдает Елена Митрофановна общественной жизни театра, работе во Всероссий¬ском театральном обществе. И в этом она также черпает новые силы, уверенность в правильности избранного пути.
Понимание творчества как акта высокого общественного служения всегда вдохновляло актрису. И сейчас, будучи одним из старейших мастеров Малого те¬атра, народная артистка СССР Елена Митрофановна Шатрова полна творческих сил и энергии. Она много работает и ждет новой работы, новой роли, в которой могла бы показать все свое замечательное умение творить в чудесном мире, который называется Театр.
Ю. Лауфер