Блок А - Коршун (чит. В.Аксенов)

 
Стихотворение Александра Блока «Коршун» одно из самых известных, и при этом оно, кажется, наименее притягательным. Возможно это потому, что с давних времен было включено в школьную программу, читалось и трактовалось однозначно, и, главное, его крепко привязали к теме «родины» в советско-патриотическом понимании.
«Коршун» считают последним стихотворением А. Блока, хотя после «Коршуна» (1916) еще будут созданы «Двенадцать» и «Скифы». И все же «Коршун» - последнее, последнее, завершающее тот поэтический текст, который Блок назвал своей «трилогией». «Двенадцать» и «Скифы» - это уже другие стихи, иной текст, иная стихия.
Из всех произведений, которые Алекасандр Блок написал до «Двенадцати» и «Скифов», поэт отобрал почти три десятка стихотворений, из которых был составлен цикл «Родина». Почти все свои предыдущие циклы Блок создавал в течение одного временного периода и тема каждого цикла была единой. И только с циклом «Родина» это было не так. Здесь речь идет даже не о времени, когда создавались все эти стихи цикла, хотя это большой период, половина творческой жизни поэта - с 1907 по 1916 — девять лет, речь идет о том, что в цикле «Родина» собраны стихи на разные темы, это отклики на различные события, но каждое из них является важнейшим событием жизни души поэта. Иначе говоря, цикл «Родина» - это своеобразная система знаков, формула, все составляющие которой - стихотворения-величины. В этом цикле-формуле все значимо, все связано с целым: место каждого стихотворения в цикле, соотношения и соположение величин на разных уровнях восприятия, степень самостоятельности каждого стихотворения и связанности его со всем текстом. В таком цикле текст одного стихотворения расширяется главным образом за счет его расположения в цикле, за счет семантики места. «Коршун», которому Блок, как бы подтверждая его финальную суть, отвел место в конце цикла «Родина» - стихотворение, конечно, особо значимое. При этом - стройность композиции и малость формы, лаконизм, как сказала бы Ахматова, - «головокружительный».
По общему мнению, «Коршун» принадлежит к числу довольно ясных стихотворений Блока.
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например , это делали реалисты или приверженцы романтизма . В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.

http://kursovikna5.ru/254_analiz_stihov_bloka_korshun/index.html